Главная » Новости » Итоговое сочинение (изложение)
Итоговое сочинение (изложение)
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под
председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем
итогового сочинения на 2017/18 учебный год.
5 открытых направлений
тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
- «Верность и измена»,
- «Равнодушие и отзывчивость»,
- «Цели и средства»,
- «Смелость и трусость»,
- «Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, итоговое
сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.
При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать
написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или
«незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный
результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем
итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения
(подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные
темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления
образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к
открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный
специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».
В рамках
направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных
проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической,
психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия
«верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных
эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в
личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного
направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения
человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные
силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и
беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе
мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на
чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный,
эгоистический, тип личности.
3. «Цели и средства»
Понятия
данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных
устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно
соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий
человека.
Во многих литературных
произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные
средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель
служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам
противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели
неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость»
В основе
данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений
человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться
от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных
ситуаций.
На страницах
многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым
действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество»
Для тем
данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума.
Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние
на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных
сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния
или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых
человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать
интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме
взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным
последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой
цивилизации.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Итоговое сочинение (изложение) как
допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы
среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во
исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся
умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на
самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Изложение вправе писать следующие
категории лиц:
- обучающиеся с ограниченными
возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным
программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных
учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде
лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных
организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые
лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в
длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение по желанию могут
писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при
поступлении в вузы.
Время написания – 3 часа 55 минут.
08.09.2017