Главная » Новости » Для родителей: Киберсоциализация и её риски
Киберсоциализация и её риски
Понятие «социализация» включает
в себя процессы усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных
норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования
в обществе. Процесс социализации
продолжается всю жизнь, в течение которой человек осваивает множество
социальных ролей.
Одним из самых значимых факторов
развития характера ребёнка при формировании базовых черт его личности,
первичных форм связей и отношений
с внешним миром, воспринимаемых пре-
имущественно через отношения с близ-
кими взрослыми, является его семья.
По мере роста ребёнка в действие вступает
множество других агентов социализации.
В течение последних десятилетий наблю-
дается интенсивное развитие информаци-
онных технологий, а также увеличение чис-
ла пользователей Интернета среди детей
дошкольного и школьного возраста. Многие
дети ещё в дошкольном возрасте становят-
ся активными пользователями Интернета.
Кому-то предоставляется полная свобода,
когда родители не ограничивают своего ре-
бёнка в часах, проводимых за компьютером
и в Интернете. Кто-то сам предоставляет
себе эту свободу, в то время как родителям
просто не удаётся уследить за своим чадом.
Тем не менее, в таких ситуациях ближайшее окружение в лице родителей в полной
мере ответственны за те последствия, положительные или отрицательные, которые
повлечёт за собой активное приобщение
к Интернету детей и подростков.
Как только ребёнок начинает ходить в школу, на его становление и социализацию помимо семьи начинает влиять весь
институт образования. Масштабы компьютеризации и интернетизации общества
настолько велики, что они не обходят сто-
роной современное образование. Если ребёнок в ранннем детстве был изолирован
от компьютера и Интернета, то обучение
в школе восполняет эти пробелы. Обучение в компьютеризированных классах, творческие задания, требующие
от ученика навыков работы на компьютере и в Интернете, являются объективными
факторами освоения подростком цифрового пространства, в котором будет происходить его «киберсоциализация».
Поэтому очень важно обучать школьников конструктивному использованию воз-
можностей и ресурсов Интернета как социокультурного феномена и современного
социального института, учитывать мощный
социализирующий и воспитательный потенциал Интернет-среды. В противном случае школьники могут испытывать на себе
негативные последствия киберсоциализации. Например, воспринимать виртуальное пространство как реальный мир, как способ
уйти от действительности или, наоборот,
испытывать неоправданный страх – вплоть
до технофобии – перед любыми новыми,
передовыми технологиями.
Сегодня и пространство Интернет ста-
новится полем сражения за общечело-
веческие нормы морали, этические и
эстетические идеалы. Как результат, вир-
туальное пространство и доступность ин-
формации становится для школьника и
прекрасной возможностью и неотступной
угрозой. Поэтому актуальным является
вопрос о том, как обезопасить подростка
в процессе его социализации от негативно-
го влияния Интернет-среды. Этого можно
достичь, знакомя детей с возможностями
Интернет-пространства, а также его потенциальными опасностями, что позволит детям корректировать свой опыт киберсоциализации. Без специальных тренингов для
детей и родителей, без повышения квалификации учителей по проблемам киберсоциализации школьников не обойтись.
По мере взросления Интернет стано-
вится для подростков ведущим среди прочих агентов социализации. Влияние семьи
постепенно заменяется влиянием групп
сверстников и социальных сетей, становящихся источником норм и моделей поведения. Подростковому возрасту присущ определённый набор потребностей,
наиболее важными из которых являются
потребности в самопознании, в общении
со сверстниками, в самостоятельности и
независимости от взрослых.
Не находя удовлетворения этих
потребностей в семье или в школе, они ищут и часто находят их
с помощью Интернета.
Всемирная глобальная сеть может быть и благом, и большой
опасностью, оказывая растущее влияние
на процесс социализации детей. Спектр рисков киберсоциализации довольно широк:
- психоэмоциональное напряжение и
перегрузки, связанные с избыточным объёмом потребляемой информации и необходимостью её фильтровать;
- гроза манипулятивного воздействия,
чему способствует склонность подростков
воспринимать Интернет-информацию без её критического осмысления;
- усугубление одиночества – вплоть до
социального аутизма – на фоне повышенной виртуальной активности;
- нарушение основных функций социализации, опирающихся на общепринятые по-
нятия о добре и зле, нравственности, долге
и совести, что является следствием переноса в реальную жизнь моделей виртуального мира с его создаваемыми здесь и сейчас нормами и правилами самовыражения
и коммуникации;
- вовлечение в виртуальные и реальные
антисоциальные группы, несущие угрозы
как социальным институтам, так и своим
членам.
Чтобы максимизировать эффект социализации подростков посредством Интернета, необходимо путём интеграции усилий
семьи и среднего образования создавать
семейную Интернет-среду, тематические
школьные Интернет-ресурсы и группы в
социальных сетях, проводить семинары и
тренинги, факультативы и конференции,
конкурсы и мониторинги.
Семья и школа
более десяти лет назад получили мощный
ресурс – Интернет, активное и грамотное
использование которого в воспитательно-
образовательных целях, для киберсоциализации детей и подростков уже приносит
свои плоды там, где их возделывают с любовью и без страха.
Киберсоциализация и её риски (посмотреть PDF, 670 Кб)
18.10.2017